От философствования есть толк :-) оно оберегает от принятия философии близко к сердцу |
главная стр. |
письма V.Ф. |
написать V.Ф. |
как максимальная рациональность | ||
Нет, я не собираюсь выводить смирение и пр. из рациональности. Но я хочу
показать, что они рациональности не противоречат, и если их иногда
называют безумием, то только в строго пиквикском смысле слова.
|
1. СМИРЕНИЕ Смиренный человек знает, что знает мало-мало и, однако, в чем-то заблуждается. Он счастлив шансу узнать что-нибудь новое или преодолеть какое-то из своих заблуждений. Вспомните, какая радость была чукче узнать, что Слава Ка-Пе-Эс-Эс – вообще не человек! Существуют разные смешные помехи смирению, такие как лень и желание превосходства. Они весьма распространены, но только какой-нибудь Гегель-диалектик способен объявить их на этом основании разумными. |
Простым домашним средством от этих прыщиков служит регулярное произнесение фраз типа «я был не прав» и «спасибо, что сказали». Лекарство можно употреблять и вне дома. Вот рекомендуемый сценарий разговора: Ваш собеседник: – На Тайнинской выходите? Вы: – Я был не прав. Ваш собеседник: – Я говорю, на следующей выходите? Вы: – Спасибо, что сказали. |
2. СОВЕСТЬ Совесть - предмет трудный, и даже бесконечно трудный. Но смелость города берет, и где наша* не пропадала! Допустим, что совесть есть хотя бы желание оценивать последствия своих поступков (если по бинарной шкале, без чистилища - то различать добро и зло). Но ведь ясно, что ни один человек ни для одного своего поступка не сможет не то что вычислить все важные последствия, но и хотя бы запомнить их, если бы ему их перечислил Некто Всеведущий. |
Пожалуй, себя я еще недостаточно запугал. Попробую более организованную атаку.
|
Вот теперь я уже дрожу. Совесть предстала в образе садиста - помочь не может, может только помучить. В этой точке владельцам видеомагнитофонов рекомендую прервать чтение и посмотреть «Совесть» С. Морозова из «Ералаша» № 81/1990 (сценарий В. Зайкина, в роли совести М. Скворцова, в роли жертвы Саша Комлев). А теперь в бой. |
Рассмотрим вначале Проблему № 1, то есть вопрос о гарантиях. Игра для меня интересна (является fair-play, "честной игрой"), если
Итак: я не требую для себя выигрышной стратегии, меня вдохновляет на усилия простая надежда. Еще раз: я не боюсь Проблемы № 1, если я в душе хоть немножко игрок. |
Перейдем к Проблеме № 2, то есть вопросу о цене успеха. Что изменится в игре, если я осознаю некую цель как локальную, промежуточную цель на намеченном пути к более глобальной цели? Просто я буду стремиться к достижению победы средствами достойными, не отдаляющими достижение глобальной цели. Это ограничение не запрещает добиваться локального успеха, и тем пытаться повысить и шансы на успех глобальный. Я не боюсь Проблемы № 2, если я в душе хоть немножко экономист или хотя бы просто законопослушен. |
Перейдем к Проблеме № 3, то есть к проблеме необдуманности или недодуманности решений. Кто играл с мячом, знает, что игра в реальном времени часто требует принимать решения "интуитивно", без строгого расчета. Хочется, конечно, присмотреться к полету мяча, подумать, обмозговать, рассудить... но ноги уже сами несут тебя в нужную, хочется верить, сторону. Жалко, конечно, что не додумал какую-то мысль про этот полет, но что делать. Потеряна часть шансов, но часть шансов еще осталась, и игра осталась честной игрой. Таковы муки совести у студента в ночь перед экзаменом... У автора накануне сдачи макета... У редактора накануне выпуска... У преподавателя перед выходом к студентам... Всем нам нет прощения, но ноги несут нас вперед. Кто не понимал, почему шахматист называет свои шахматные часы с их падающим флажком «карающей совестью», теперь должен понять. |
Перейдем к Проблеме № 4, самой тонкой и безнадежно бесконечной. Часто я не уверен, что знаю правила игры досконально. Я могу играть в шахматы как любитель и не знать правила о повторении ходов или о взятии пешки "на проходе". Моя игра не становится вовсе бессмысленной от того, что я несколько смутно представляю себе цель. Мат остается матом, да и локальные победы (взятие фигуры противника, захват территории, проведение пешки) скорее работают на меня, чем против. Значит, даже без знания глобальной цели у меня остается надежда на осмысленность моих усилий. Я могу угадывать неясные очертания этой цели сквозь туман своего невежества. Так математик второй половины 20-го века предполагает, что если в структуре A для всякого конечного множества иксов найдется игрек, который "больше" каждого из этих иксов, то существует гиперструктура A*, в которую вложена структура A, и в которой есть хотя бы один элемент икс со звездочкой, который "больше" вообще всякого элемента из A (это называется постулатом направленности и, как выяснилось, является фундаментом высшей математики). Так и я предполагаю, что если для каждого набора иксов - доступных моему пониманию целей - я могу найти цель игрек, по сравнению с которой все иксы видятся всего лишь локальными целями, то существует, пусть и не доступная моему пониманию, цель x*, которая примиряет вообще все доступные моему пониманию цели. Достигая локальных целей, я надеюсь, что делаю шаг к глобальной цели, а не от нее. |
Вот перечитал написанное, позевал и понял, что это самая бессовестная часть данного философствования :-( |
3. ПОРЯДОЧНОСТЬ Порядочность помогает творить добро быстро и не рассуждая. По слову академика А. Д. Сахарова, | ||
…если не знаешь, как поступить – поступай принципиально. | ||
Возможно, он имел в виду ситуацию, когда человек опасается, что собственные слабости (карьеризм, гражданская трусость) заглушат в нем голос совести. Сравнивая порядочность с совестью, можем заметить: Определение. Порядочность есть расхожий* набор локальных целей.? Теорема. Совесть не успокаивается ни на какой локальной цели. Известный ранний пример порядочности содержал 10 элементов. В наше литературное время мощность порядочности превысила, вероятно, сотню. |
Червь Сомнения: Действительно ли порядочность неплохо подменяет совесть на время ее болезни, или это самообман? V. Ф.: Когда как, конечно. Что уже не так плохо и делает опору на порядочность, вообще говоря, рациональной. Ч. С.: Как рационально подтвердить (или опровергнуть) те или иные правила, входящие в порядочность? V. Ф.: Не знаю, как, но знаю, что это дано не каждому.
С другой стороны, всякий понимает, что известные правила чудо как хороши. Вот только список этих правил и формулировки у всякого – свои. V. Ф. |
главная стр. |
письма V.Ф. |
написать V.Ф. |