От философствования есть толк :-)
оно оберегает от принятия философии близко к сердцу




главная стр.


письма V.Ф.


написать V.Ф.



Порок существующей цивилизации
Я понимаю, что это очень знойная тема. По степени знойности тягаться с ней может разве что такой мотив как «Эх, и молодежь пошла!»

Но мне хочется профилософствовать что-нибудь новенькое, так что я оставлю в покое Цивилизацию, оступившуюся на пути к Высотам, и скромно покритикую цивилизацию с самой маленькой буквы.

Самое низкое значение слова «цивилизация», какое я могу себе представить – это техника, позволяющая цивилизовать* особи, принадлежащие виду Homo Sapiens.?

Чтобы оправдать название главы, я должен указать порок хотя бы так понимаемой цивилизации. На мое счастье, я не обязался доказывать порочную сущность того, что я укажу. Если читатель сочтет нижеприведенную особенность не пороком, а достоинством, это будет дело его вкуса.




Вначале проведем решительную черту между Homo Sapiens, с одной стороны, и Pan troglodytes (и прочими приматами1), с другой. Не так важно, что по молекулярным часам шимпанзе приходится человеку ближайшим родственником. Важнее, что эти два вида принадлежат противоположным типам брачной стратегии. А именно: люди – артисты, а шимпанзе – насильники. Сейчас я объясню эту мысль.

Грубо говоря, всякий развитый биологический вид, разделенный на два пола, блистает одним из двух возможных талантов по части покорения сердец. Либо ты ставишь на собственную привлекательность (что ты на свете всех милее), и это имеет смысл в популяции индивидуалистической, со свободным выбором жениха (невесты). Либо ты делаешь ставку на насилие (что ты всех злее), а собственная привлекательность тебе до лампочки, главное занять господствующее положение в стадной иерархии.

Я написал либо - либо, потому что преобладание в популяции одной стратегии обессмысливает другую.

Уж если в твоем племени принята свободная любовь, то отдельными демонстрациями силы ты ничего не добьешься: напуганный соперник отбежит на время, но вернется со своим ухаживанием, как только ты отвернешься.

И наоборот: если общество основано на подчинении, что толку разливаться соловьем - кто занял место пахана, тому и принадлежат все самки.




Проявляя слабость к многословию, распишу три примера – птицы, люди, шимпанзе.

У птиц наблюдаем:

  • грациозные брачные танцы,
  • попытки украсить гнездо цветными камешками,
  • элегантное цветное оперение (разное у самцов и самок),
  • певческие таланты.


  • Контрольный вопрос: куда отнести птиц - к насильникам или артистам? (Для особо въедливого читателя: речь идет о брачном поведении, не о территориальном.)

    У Homo Sapiens очень похожие способности к танцам и серенадам. Нет перьев, но есть мужская борода и женская выпуклая грудь.? Пусть кто-нибудь докажет мне, что у названных частей организма есть какая бы то ни было утилитарная цель!

    Каждый знает, как низка привлекательность шимпанзе. Петь не умеет, вместо танцев - пляски. Нет даже мочек ушей, куда можно было бы повесить клипсы или серьги, чтобы хотя бы отличить самку от самца.?

    Да и ради кого этой несчастной самке стараться?

    Ведь каковы нравы в стаде шимпанзе. Особь достигает репродуктивного успеха за счет социального. А именно: альфа-самец шимпанзе имеет всех самок стада в качестве гарема, а молодых конкурентов убивает (впрочем, иногда самец-подросток, не сумев убежать от разъяренного альфа-самца, подставляет ему свой тыл, становясь на время суррогатной самкой.)




    Проницательный Читатель, воспетый Н. Г. Чернышевским, воспетым Н. А. Некрасовым, уже догадался, к чему клонит автор. Генетически человек основательно экипирован для жизни по стратегии артистизма, тогда как наблюдаемая общественная жизнь, особенно в детских садах, дворах, гимназиях, воинских частях, воровских малинах, министерствах, парламентах, тюрьмах и институтах, тяготеет к троглодитской стратегии насилия.

    Следовательно, насилие вырабатывается цивилизацией (=дрессировкой).

    Наиболее легко наблюдаемой частью этой дрессировки является языковая компонента. В вышеперечисленных местах принят язык, в котором даже самые простые сообщения нагружаются нелепо назойливым упоминанием насилия. Такое промывание мозгов необходимо для выполнения трудной работы - переключения психологии на альтернативную стратегию. (Здесь слово «альтернативный» использовано для политической корректности, как в выражении «альтернативно честный» в смысле вор.)

    Иногда говорят о «логике насилия» (например, объясняя эскалацию напряженности перед войной). Но мы видели, что и на более низком уровне – зоопсихологическом – стратегия насилия в целом несовместима со стратегией артистизма. Поэтому обсуждаемое переключение успешно достигается и без участия логики, например – в маленьких детях.




    Итак, что меняет в человеке цивилизация с маленькой буквы? Сформулируем это так.

    Литье многих песен за севильских и гренадских дам является естественной компонентой в поведении кавалеров, тогда как литье многой крови, да и вообще забота о престиже не среди дам, а среди кавалеров – компонентой цивилизованной (возможно, иногда – атавистической?)

    V. Ф.   








    главная стр.


    письма V.Ф.


    написать V.Ф.



    Хостинг от uCoz


















    1 Как замечает Р. Дольник в серии статей в журнале «Природа», человеку чем-то ближе павианы: выдающийся нос, уважаемые старики седы, более церемонное ухаживание.