От философствования есть толк :-)
оно оберегает от принятия философии близко к сердцу




главная стр.


письма V.Ф.


написать V.Ф.




Справедливость и суровость к копихолдерам


Есть дом в кредит, и в банке счет,
Кругом почет, чего еще?
На всех консервах – мой портрет.

Юлий Ким, "Сенсация"





Я – соучастник множества преступлений против владельцев авторских прав (копихолдеров, от англ. "копирайт"). Почему же меня ничто не угрызает, когда я читаю, или завожу себе, или надеваю на себя, или принимаю внутрь себя продукт, миновавший авторские отчисления? Вот что я думаю об этой относительно новой, но в перспективе вполне вечной проблеме.





1) Закон признает право авторов на защиту их авторства от плагиаторов. Не будем отказывать в этом авторам и в будущем, зачем? Только уточним, какие права связаны с авторством. Авторство есть часть репутации человека или бренда; авторство не может быть легко продано за деньги, как не может политик просто передать свой электорат другому политику, но автор (человек или бренд) может расходовать свою репутацию на похвалы в адрес других авторов и интерпретаторов. Или, наоборот, потребовать снять свое имя с титров фильма и т.п.

2) Зато следует перевернуть закон в следующем пункте. Ради свободы слова следует категорически запретить копихолдерам ограничивать использование интеллектуального продукта. Пусть всякий имеет право пользоваться всем опубликованным – хоть для восторженного цитирования, хоть для уничижительной критики, хоть для творческого переосмысления и так далее. А любые поползновения автора или связанной с ним фирмы помешать свободному (в том числе недружественному по отношению к автору) использованию интеллектуального продукта объявим преступным покушением на фундаментальную свободу - свободу общественной мысли.

3) Нет причин отказать авторам и фирмам в попытках заработать деньги на авторстве, в том числе путем наценок на книгу, билет в кинотеатр или операцию скачивания mp3-файла, если эти наценки, во-первых, столь ничтожны, что не угрожают широкому использованию опубликованного продукта, и, во-вторых, если методы их взимания не противоречат общественной нравственности (например, если фирма не пытается шпионить за содержимым чужих компьютеров). Названные критерии есть общий принцип, на основе которого суды или парламенты могут устанавливать более конкретные нормы взимания авторских сборов. Например, пусть издательства и типографии смело готовят издания и выпускают тиражи, заранее зная, что закон не позволит автору попросить себе больше 2 процентов от стоимости издания.

4) Я предвижу одну уловку со стороны авторов. Невозможно запретить автору предъявить черновой вариант работы избранному узкому кругу, а также невозможно запретить заинтересованным в интеллектуальном продукте людям и фирмам щедро оплатить, в том числе авансом, авторскую работу. Однако попытка выдать массовый тираж за нечто аналогичное чтению рукописи близким друзьям должна пресекаться, в том числе по суду. Пусть автор показывает продукт узкому кругу по защищенной интернет-связи с использованием шифрования, но автор станет мошенником, если попросит по 20 долларов не у 10 человек, а у 10 миллионов (примерно столько с примерно такого числа читателей слупила Джоан Роулинг с последней своей книгой). Можно в некоторых случаях ввести промежуточный уровень: для некоторого круга, на который автор ориентируется в первую очередь, допустить более высокие наценки. Например, разрешить автору книги или кинофильма получать целых 5 процентов за издание на языке оригинала, а за переводы - не больше 1 процента.

5) Экономисты - поборники копирайта указывают, что современный ландшафт интеллектуальной индустрии основан на солидных прибылях: издатели заставили Айзека Азимова в 1980 году вернуться к эпопее "Foundation", посулив гонорар в 1000 раз больше, чем в 1945 году; огромные частные институты вкладывают огромные деньги в молекулярную биологию для фармацевтики и выведения новых пород, получая миллиарды долларов авторских гонораров. Что ж, я не призываю запретить масштабные дорогостоящие мегапроекты, однако для крупнотоннажных кораблей можно иметь отдельные правила, не такие, как для маломерных лодочек. Если венчурная фирма предполагает огромную заинтересованность в дорогостоящей разработке, пусть предложит обществу сделку: общество отдаст фирме часть налогов (создаст фонд на бюджетные деньги), фирма попытается создать продукт, отвечающий ожиданиям, страховые компании сдемпфируют возможные неудачи.





Если коротко, у суперуспешного автора появляется соблазн назначить повышенную авторскую наценку. Но ведь суперуспешный автор и так имеет награду в виде славы и в виде большого дохода с большого тиража. Зачем награждать его еще больше, да еще лишая широкую публику свободного доступа к его продукции?

V. Ф.   







главная стр.


письма V.Ф.


написать V.Ф.



Хостинг от uCoz